Двигатель Победы

В предвоенный период авиамоторостроение СССР значительно отставало от передовых капиталистических стран. На всех советских самолетах, начиная с первых дореволюционных, устанавливались исключительно лицензионные моторы. Накануне войны из четырех основных двигателестроительных предприятий только на Заводе № 24 (ныне АО «НПЦ газотурбостроения «Салют») выпускались двигатели отечественного конструктора Александра Александровича Микулина.

В зоне военных действий Москва оказалась спустя месяц с начала войны. «Завод № 24 им. М.В. Фрунзе» являлся одной из главных целей к уничтожению, о чем свидетельствовали отметки в планшетах сбитых германских летчиков. Ежедневные вражеские бомбардировки прерывали работу предприятия на 6-8 часов, в связи с чем осенью 1941 года завод был эвакуирован из Москвы в Куйбышев на территорию строившегося там завода № 337.

С целью обеспечения моторами штурмовика Ил-2, в конце 1941 года было принято решение снять с производства уже разработанный мотор АМ-35А и остановить работы по освоению АМ-37. Двигатель АМ-38 был разработан на базе мотора АМ-35А и стал очередным прорывом в отечественной авиации. Он был спроектирован с пониженной до 1650 м расчетной высотой, что позволило увеличить взлетную и номинальную мощность Ил-2 до 1600 л.с. и 1500 л.с. соответственно. Кроме того, Александр Микулин предусмотрел возможные проблемы с поставками высокооктанового бензина во время войны и уменьшил степень сжатия цилиндров двигателя до 6,8, что позволило использовать топливо с более низким октановым числом.

Согласно первым чертежам, Ил-2 планировалось сделать двухместным, но испытания прототипа штурмовика показали неудовлетворительные летные качества. Его скорость, скороподъемность и дальность были ниже требований, заявленных ВВС и с целью облегчения конструкции самолета Сергей Владимирович Илюшин настоял на создании одноместного варианта.

В процессе реконструкции самолета было удалено место бортстрелка, а на его место установлен еще один топливный бак и дополнительное бронирование задней центровки. Данные изменения значительно облегчили штурмовик и позволили повысить дальность полета. Первые одноместные Ил-2 стали поступать в передовые летные части Красной армии всего за месяц до Великой Отечественной войны.

Эти машины отличались большим удобством в управлении. Они летали на предельно малых высотах и атаковали противника, спускаясь на высоту 6-8 метров. Каждый самолет вооружался двумя 20-мм пушками и имел подвеску для несения неуправляемых реактивных снарядов. Однако в первый год войны из-за отсутствия оборонительного вооружения хвостовой части штурмовика потери Ил-2 были огромны.

Изменить бронекорпус поступивших на линию фронта истребителей и, при этом, защитить броней стрелка уже было невозможно. В ряде случаев летчики имитировали заднюю пушку: в прорезь кабины устанавливали направленный на хвост самолета муляж пушки, который эффективно отпугивал немецких пилотов. А в некоторых авиационных частях Ил-2 успешно переоборудовали, но стрелок находился вне бронекорпуса и был защищен только 6 мм листом брони со стороны хвоста. К концу 1942 года, по требованию ВВС, С.В. Илюшин вновь сделал самолет двухместным.

В январе 1943 года, вскоре после начала серийного выпуска двухместного варианта штурмовика Ил-2, самолет начали оснащать форсированной версией мотора АМ-38 - АМ-38Ф. Его взлетная мощность по сравнению с АМ-38 увеличилась с 1620 л.с. до 1720 л.с. Замена двигателя позволила сохранить летные данные и бомбовую нагрузку штурмовика на уровне более легкого одноместного варианта.

Штурмовик Ил-2 громил противника с первых месяцев войны, когда немецкие самолеты господствовали в нашем небе, и был главным советским самолетом поддержки войск Красной армии. В процентном соотношении эти боевые машины составляли примерно 1/3 часть от общего количества воевавших самолетов во время войны. К середине 1943 года советская промышленность ежемесячно отправляла на фронт 1 тыс. самолетов Ил-2.

После окончания войны Ил-2 стоял на вооружении ВВС Польши, Болгарии, Югославии и Чехословакии. Эксплуатация самолета продолжалась до 1954 года. За время войны было разработано более десяти модификаций самолета Ил-2.

Приказом Наркома Обороны от 19.08.41г. был введен новый порядок награждения летчиков за успешные боевые вылеты. В соответствии с этим приказом летчики штурмовой авиации представлялись к боевой награде и получали денежную премию в размере 1000 рублей за 10 успешных боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью по разрушению и уничтожению объектов противника. За следующие 10 боевых вылетов летчик-штурмовик мог быть представлен ко второй правительственной награде и к денежной премии в размере 2000 рублей.

К представлению на звание Героя Советского Союза пилот самолета Ил-2 имел право после 30 успешных боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью. Кроме этого, летчики штурмовиков представлялись к правительственной награде и к премии в размере 1500 рублей за 2 лично сбитых немецких самолета. За 5 сбитых самолетов противника пилот Ил-2 представлялся ко второй правительственной награде и к денежной премии в 2000 рублей. За 8 лично сбитых самолетов летчик-штурмовик представлялся к званию Героя Советского Союза и к денежной премии в 5000 рублей.

Командир и комиссар штурмовой эскадрильи, выполнившей от 100 успешных боевых вылетов при потере не более 3 штурмовиков Ил-2, представлялись к правительственной награде. Командир и комиссар штурмового авиаполка, успешно выполнившего минимум 250 боевых вылетов при потере не более 6 самолетов Ил-2 - к орденам Ленина.

Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977 г.) – выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолета Великой Отечественной войны – штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда, единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР.

Под руководством С.В. Ильюшина были созданы самолеты бомбардировочной, штурмовой и пассажирской авиации с высокими летно-техническими качествами.



Дополнительные фотографии:
 

Copyright 2017 АО "НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ"

Яндекс цитирования Rambler's Top100